ПАМЯТКА народному дружиннику

Правовые основы участия граждан в охране общественного порядка.

Нормативно-правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют:

-Конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права;

-Уголовный кодекс Российской Федерации;

-Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

-Федеральный закон Российской Федерации от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»’;

-Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации (г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области).

Основные направления деятельности народных дружин.

Основными направлениями взаимодействия территориальных органов на районном уровне МВД России Санкт-Петербурга и Ленинградской области и добровольных народных дружин» Санкт-Петербурга и Ленинградской области в решении задач по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений является содействие правоохранительным органам в охране прав и законных интересов жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, активное участие в профилактике, предупреждении и пресечении правонарушений, охране общественного порядка.

Основными функциями ДНД при проведении мероприятий по охране общественного порядка и профилактике правонарушений проводимых совместно с сотрудниками правоохранительных органов на добровольной основе являются:

Участие в обеспечении правопорядка в общественных местах, в том числе при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий.

Оказание содействия правоохранительным органам в их деятельности по укреплению общественного порядка и по борьбе с правонарушениями.

Принятие участия в целевых мероприятиях по профилактике и пресечению отдельных видов преступлений и иных правонарушений.

Участие в работе по профилактике детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Участие в обеспечении безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов и в предупреждении дорожно-транспортных происшествий.

Участие в организации помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии.

Участие в поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.

Оказание содействия правоохранительным органам в проведении антитеррористических мероприятий.

Участие в мероприятиях по противодействию незаконной миграции.

Участие в иных мероприятиях, связанных с охраной общественного порядка.

Права народных дружинников.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1.Требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния.

Требование народного дружинника должно отвечать требованиям законности. Народный дружинник должен иметь при себе служебное удостоверение, форменную одежду, а также быть уверенным в том, что граждане или должностные лица совершают противоправные действия. При этом, дружинник обязан перед применением физической силы или иных действий устно потребовать прекратить противоправные действия.

2.Принимать меры по охране места происшествия, а также гю обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции.

Народный дружинник может выезжать с органами внутренних дел на место правонарушения и принимать меры по его охране и сохранности вещественных доказательств. Народные дружинники могут совершать данные действия до приезда органов внутренних дел, в частности при дорожно- транспортных происшествиях, массовых драках и т.д.

3.Оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка.

Содействие народных дружинников необходимо при действиях полиции по охране общественного порядка и выполнении соответствующих обязанностей, например: прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.

4.Оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

5.Выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний.

6.Обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах.

7.Применять физическую силу в случаях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ № 44-ФЗ.

Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Обязанности народных дружинников

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1.Знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка.

Принцип законности — один из основных принципов деятельности народных дружин. Любое действие должно быть обоснованно и совершаться в строгом соответствии с законом, будь то применение физической силы, оказание содействия полиции и т.д.

2.При объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке.

3.Соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций.

4.Принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений.

К таким мерам можно отнести сообщение органам внутренних дел о правонарушениях, требование о прекращении противоправных действий и т.д.

5.Выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

6.Оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

7.Иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

Действия народных дружинников, заступающих для участия в охране общественного порядка на территории муниципальных образований Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Народные дружинники, согласно графику заступающие на охрану общественного порядка, прибывают для инструктажа в дежурную часть, либо в заранее определенное место за 15 минут до инструктажа, о чем делается отметка в журнале выходов, после чего дружинник в журнале ставит свою подпись. Дружинник должен быть опрятно одет, при себе иметь действующее удостоверение народного дружинника и жилет установленного образца или нарукавную повязку (для Ленинградской области). Члены народных дружин из числа членов реестровых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, могут нести службу в казачьей форме, определенной для данного казачьего общества.

В журнале выходов производится по фамильная регистрация дружинников, прибывших на дежурство, с указанием, фамилий и должностей сотрудников полиции, в распоряжение которых направляются дружинники. Записи осуществляются сотрудником полиции, производящим инструктаж и развод наряда или оперативным дежурным территориального органа МВД России на районном уровне. Внесение записей в журнал выходов командиром народной дружины или дружинником не допускается.

Руководство работой совместных нарядов полиции и народных дружинников на объектах и маршрутах патрулирования осуществляют сотрудники полиции, в распоряжение которых направляются дружинники. По окончании дежурства дружинников, сотрудники полиции вносят сведения о времени окончания дежурства дружинников, результатах их работы и количестве задержанных с участием дружинников правонарушителей, заверяют его своей подписью и возвращают старшему группы дружинников. Заполненный лист наряда возвращается командиру народной дружины, как можно в кратчайшие сроки для учета и обобщения.

На инструктаже приводятся примеры образцовых действий народных дружинников при участии их в охране общественного порядка, а также отмечаются недостатки и упущения в работе, проверяются знание народными дружинниками своих прав и обязанностей, объявляются результаты предыдущего дежурства, определяется готовность народных дружинников к заступлению на дежурство, доводится информация о состоянии оперативной обстановки на территории патрулирования, разбирается порядок действий народных дружинников в конкретной ситуации, в том числе и в особых и нестандартных условиях, напоминаются меры безопасности. Также в ходе инструктажа до дружинников доводятся особенности каждого маршрута, обращается внимание на наиболее часто встречающиеся правонарушения.

В заключение инструктажа лицо, проводившее инструктаж, отвечает на вопросы и обращает внимание на необходимость соблюдения законности, вежливого и культурного обращения к гражданам.

На маршрутах патрулирования народный дружинник оказывает всяческое содействие сотрудникам полиции, в чьем распоряжении он находится.

При обнаружении признаков преступления народный дружинник должен: оказывать содействие сотруднику полиции по оказанию помощи пострадавшим от преступления;

оказывать содействие сотруднику полиции по принятию мер к задержанию лица, совершившего преступление;

-оказывать содействие сотруднику полиции в обеспечении охраны места происшествия до прибытия следственно — оперативной группы;

-оказывать содействие сотруднику полиции по принятию мер к выявлению очевидцев преступления, примет преступника и похищенных вещей (если произошла кража), путей ухода преступников и сведений об используемых ими при этом транспортных средствах.

Ответственность народных дружинников.

За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Применение народными дружинниками физической силы.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.

Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника, либо может повлечь иные тяжкие последствия.

Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, когда им или иным лицам угрожает опасность, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

Правонарушения, связанные с деятельностью народных дружинников.

Статья 19.35 КРФ об АП «Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции».

Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Статья 19.36 КРФ об АП «Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций».

Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции, участвующими в охране общественного порядка, действий, повлекших нарушение или незаконное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Наиболее распространённые виды административных нарушений:

мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (Статья 20.1 КРФ об АП);

нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (Статья 20.2 КРФ об АП);

пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами (Статья 20.3 КРФ об АП);

потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (Статья 20.20 КРФ об АП);

появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (Статья 20.21 КРФ об АП);

нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ (Статья 20.22 КРФ об АП).

Рекомендации по обеспечению личной безопасности народного дружинника при патрулировании общественных мест совместно с сотрудником органов внутренних дел или иных правоохранительных органов:

быть максимально собранным, не допускать, чтобы участие в охране общественного порядка превратилось в привычное рутинное действие, вызывающее притупление бдительности и порождающее ложное чувство безопасности;

особую осторожность следует проявлять в сумерках и в темное время суток, уделяя повышенное внимание тому, что происходит по сторонам. С наступлением темноты приближаться к человеку нужно, как правило, со стороны источника света, так как человек, глядя на свет, плохо контролирует действия сотрудников ОВД и дружинников, поскольку не видит его, при этом сам он отлично виден. При приближении человека сзади, дружиннику необходимо остановиться, пропустить его вперед или изменить направление движения и пойти ему навстречу для того, чтобы можно было контролировать поведение этого человека с целью исключения возможности нападения сзади;

при обнаружении правонарушителей необходимо быстро оценить ситуацию, потребовать прекратить противоправные действия и обратить внимание на реакцию и поведение правонарушителей. Во всех случаях необходимо следить за руками правонарушителей, чтобы можно было определить: нет ли в руках каких-либо предметов; не пытается ли он что-либо достать из кармана или из-под одежды;

на месте совершения правонарушения, происшествия необходимо держать в поле зрения всех окружающих, включая тех, кто с виду непричастен к случившемуся, никого не оставляйте позади себя;

страховать каждое действие своих напарников, сохранять безопасную дистанцию между собой и правонарушителем. Никогда не поворачиваться к подозрительным лицам спиной, не наклоняться рядом с ними, не позволять окружать себя посторонним гражданам;

выбирать позицию так, чтобы нарушитель (нарушители) все время находились в поле зрения, чтобы в случае необходимости можно было оказать необходимую помощь напарнику;

при обращении сотрудника полиции к гражданину, необходимо считаться с возможностью применения силы со стороны гражданина или с тем, что могут вмешаться лица, не причастные к правонарушению;

во время установления личности и составления протокола или других материалов сотрудником полиции дружинник обязан следить, чтобы нарушитель вел себя спокойно. Лицо, задержанное за административное правонарушение, может оказаться преступником, находящимся в розыске, и не исключена возможность попытки его нападения. Нельзя допускать бесконтрольного передвижения правонарушителя.

— по окончанию совместной службы дружинник в письменном виде обобщает результаты совместной работы и передает командиру дружины.

УОДУУП и ПДН ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.